Сайт находится в процессе рождения. В дальнейшем планируется расширение сайта, помещение большого количества фотографий и дизайн. Время последних исправлений: 28/11/2003 г. Витражи С-Петербурга можете посмотреть здесь:http://eugene8888.narod.ru
Евгений Иванов
Витражи старого Львова.
С той поры прошло пять лет. Накопившийся фотоматериал стал буквально распирать, к тому же меня, петербуржца, взяла обида за то, что за пять лет, как я не был во Львове, не смотря на развитие «стекольной жизни» там, и на то, что по витражам Львова уже написано 2 диссертации, до сих пор не создано ни одной страницы им посвящённой. Правда, одну страницу я нашёл, в ней рассказывалось про польский костёл, и было одно фото витража, и это всё!!!!
Маленький уютный город, где всё близко—областной центр западной Украины. Но и в этом городке, где на небольшой территории с живописным рельефом и запоминающимися уголками, колоритной архитектурой сплелась в один клубок история сложных межнациональных и межрелигиозных отношений, и сформировался свой, может с налётом провинциальности, но отличный от всей Украины уклад жизни, я всё же насчитал около 40 «витражных адресов». Это адреса, по которым ещё можно увидеть старые витражи и стёкла в технике травления. Это не всякому понятные вещи, которые достались в наследство современному Львову от мира иного, мира подзабытого, с которым кто-то связывает время последнего расцвета города, а кто-то период одного из его порабощений.
Просмотрев все фотоматериалы по Львову и другим городам, в конце концов, приходишь к выводу, что витражи в культурном разрезе города выглядят скорее диковинкой, чем явлением устоявшимся и традиционным.
Исключая храмы, где находится основная, и наиболее значимая часть сохранившегося стеклянного наследия (почти половина, какой же католический храм и без витража), в не культовых зданиях и особенно в жилых домах почти все витражи на 70% побиты. И лишь небольшие осколки или фрагменты, как правило, в верхних частях окон (труднее достать) до сих пор продолжают радовать глаз, напоминая о былом великолепии интерьеров. В храмах велась служба, их помещения закрывались, храмовые витражи менее всего интересовали грабителей, а в обычных домах витражи разрушались. И не советская власть тому виной, разве что косвенно, так как у домов пропадал частный хозяин, и не моцкали, они тут совсем не при чём, а «культура» и равнодушие основной массы людей, которые позволили развалиться витражам. К сожалению, это произошло не только во Львове, но и во многих городах России и Европы в целом.
В старых храмах, по всей видимости, когда-то были витражи, в том числе и в православных, мы это знаем из особенностей архитектуры и убранства западного православия. Однако пожары и многочисленные войны не сохранили до нашего времени прелести ранних витражей, к тому же, в православии стекло, как отделочный материал всё же значительно больше использовалось в виде смальты.
Довольно короткий период в седой истории Львова—100 лет, когда витражи завозились в город, делались на заказ польскими и иностранными мастерами, был так скоротечен, как яркая искра, сразу погасшая, едва загоревшись, но оставившая будоражащий отблеск в воображении людей. Сразу видно, что такого здесь раньше не было, и до сих пор об этом явлении пишут, и говорят, и превозносят, хотя в общеевропейской истории витража львовский витраж совсем не заметен. Он был скорее отзвуком того, что творилось в европейских вкусах и моде, зато в истории Львова витраж стал яркой и неотъемлемой городской «чертой».
По «львовскому витражу» невозможно проследить периодизацию в развитии европейского или мирового витража, так как почти все из них это витражи XIX—начала XX века и почти все это или «штучный товар» или продукция краковской мастерской S. G. Zelensky (период модерна). И говорить о складе национальной школы или тем более о течениях и тенденциях в именно «львовском» витраже здесь неуместно. Тем более в это время. Поляки по-своему украшали костёл, австро-венгры свой храм—по-своему: заказывали витражи совсем другим мастерам. Каких-либо крупных именно витражных производств, ставших, как сейчас модно говорить «брендом» во Львове не существовало. Наиболее интересные и с художественной и с технической точки зрения витражи находятся в польском католическом костёле, и по представителям также. Они не сильно отличаются друг от друга по композиции, традиционной и уравновешенной и, несмотря на едва заметную разницу в почерке, вполне составляют единый, можно сказать ансамбль эпохи историзма.
Все витражи в костёле и в городе целиком досконально изучены и описаны искусствоведами Ириной Гах и Ростиславой Грималюк, обследован каждый сантиметр стеклянных картин и скопирована каждая авторская подпись. Из зарубежных фирм, витражи которых имеют место быть во Львове можно назвать Тирольскую витражную мастерскую, витраж для Кафедрального собора Пресвятой Богородицы выполняли мастерские Геринга (Geiling, Австрия, витраж, где много голубого фона), Майера (Мюнхен), Лаумберга, там же в конце XIX века несколько витражей выполнены по проекту Качора, Йозефа Мехоффера и Станислава Батовского (1892—1930). Наиболее динамичен расписной витраж со Св. Георгием (с красным копьём) исполненный по картону Я. Матейко всё в том же костёле. Эскизы для одного из витражей делал известный польский витражист Станислав Выспянский. Однако, выполнить витраж по каким то причинам Выспянскому не дали. Эскизы сохранились.
Интересно и малоизученно, кто исполнял имитации витража, которые я нашёл в доме 49 по Пекарська ул. Уже паечные витражи такого же рисунка я нашёл в доме 27 по ул. Черняховского, только в Санкт-Петербурге. Очевидно, для таких не особенно уникальных витражей в доходные дома для создания рисунка могли использоваться какие-то общеизвестные печатные издания. Также исследователям предстоит выяснить, кто исполнял травлёные рисунки на стёклах, которые нередко встречаешь во входных дверях и фрамугах при входе в дом. Фацетное остекление, и узор «мороз» на стекле, получаемый при помощи столярного клея, очень популярные в эпоху модерна, выявлявшие природную красоту и привлекательные оптические качества стекла, скорее всего, было делом рук тех же раскрученных мастерских как, например Zelenski. Этих примеров немного, 2-3 витража.
Вполне можно было бы назвать основателем западно-украинского витража художника П. Холодного, витражные композиции которого украшают окна Успенской церкви (Пидвальна ул. 9, 1928, 1937 гг. вместе с дочерью), если бы они не были так похожи по манере рисования на книжную графику И. Билибина на тему сказок, сделанную задолго до того. К тому же плакатный ход (плоскостное рисование), контурная роспись ничего нового или своеобразного в культуру витража не принесли. Однако, в это время не так много вообще делалось витражей и эти картины являются одним из редких образцов витража для своего времени на пространстве не только Украины, но всего бывшего СССР. В целом, отдельные из окон неплохо сгармонированы по цвету. Впервые увидев витраж, я даже решил, что это кто-то из моих современников сделал в 60-е или 70-е годы, и тропинка к Билибину и Васнецову замечается сразу. Сведений, делал ли витражи П. Холодный дальше у меня нет. Под витражом стоит подпись исполнителей и жертвователей.
Наиболее всего мне понравился витраж «Архангел Гавриил» из церкви Св. Троицы Василианского монастыря в г. Жовква в Львовской обл. (Ул. Василянська 4-6). Там в очень трогательной манере рисования прослеживаются и национальные мотивы (одежда) и веяния времени модерн. Художник-монументалист Ю. Буцманюк в 1911—1913 сделал росписи храма и, по одним источникам он будто бы создал, или только реставрировал сецессийный витраж. Несмотря на то, что можно провести параллели и с образцами американского витража той поры (особенно в рисовании сладко-мечтательного лика архангела) и английского витража (прерафаэлиты), молодой образ архангела получился очень трогательный и завораживающий. Я не видел сам витраж, церковь была на ремонте, а видел фото на цветном настенном календаре и на чёрно-белых фото. Вещь конечно уникальная, поскольку такого на Украине больше не найдёшь.
Интересны витражи в быв. Костёле Сердца Иисуса (Францисканок, теперь православный храм Св. Иоанна Златоустого, ул. Лисенка, 39). Реставраторы и исследователи витража говорят, что алтарные витражи сделаны по рисункам архитектора Ю. Захаревича, 1888 г, перестраивавшего храм. Я не знаю, кто их исполнял, но сделаны они с настоящей немецкой педантичностью, с использованием готической орнаментики, витражи строги по графике и хороши в цвете. Особенно щепетильно сделаны головки детей в медальонах.
Могу высказать впечатления: мне очень понравился витраж на ул. Герцена 6, он необычен по идее. Не вдаваясь в подробности: «а кто же автор?»—это к сожалению не известно, я подозреваю, что этот витраж мог быть сделан и во Львове в том числе. Народная молва гласит, что дом, в котором он находится, строился специально под витраж, который тянется в длинном окне с 1-го по 4-й этаж. Это пейзажный модерновый витраж, изображающий природу, выполненный в технике мозаичного набора из разноцветных локально окрашенных в массе кафедральных стёкол. На первом этаже витраж разбит (висят осколки в свинце), потом по мере того как поднимаешься по лестнице, идёт водный мир, вода, далее лес, природа у подножия гор, горы, облака и, наконец, небо и воздух. Так как мы не видим всю картинку сразу, то каждая стихия открывается нам по очереди, хотя пейзаж вполне мог бы смотреться целиком, например, с улицы. Дерево на переднем плане является неким связующим между плавно перетекающими друг в друга стихиями. Рисование деталей витража очень обобщённое и условное, нет навязчивого орнаментализма. Витраж нарисован «одним духом», такого не встретишь нигде во Львове. Несмотря на некоторую аляповатость и грубость местами в рисовании эти мелочи и детали не портят достоинств в общем прочтении. Витраж собран менее аккуратно, чем у Zelenski, но поскольку подпись если и была, то утрачена утверждать что-либо об авторстве невозможно.
Интересно, что оформление фасада дома весьма скупое, он строг, и даже не задумываешься, что внутри может быть такое.
Недавно, в 1999 году художниками Львова вслед за всеобщим стремлением к созданию всяческих общественных и художественных объединений была создана ассоциация художников-витражистов «Окно». Одна из задач объединения—изучение творческого наследия. Кто знает, может это «Окно» и станет окном в будущее Львова, творческим союзом личностей, а не заорганизованной проформой бюрократов от искусства и витражная история Львова продолжится, а в историю искусства войдёт термин «Львовский витраж».
В этой заметке я выражаю только лишь собственную точку зрения на витражи Львова, сформировавшуюся как на основе собственного опыта, так и на основе увиденного конкретно. Кто-то может с ней быть в корне не согласен, пишите, пообщаемся: . Также принимаю любые уточнения по адресам и дополнения к сайту.
Витражи, представленные на этом сайте—это витражи, сфотографированные мной в течение моей последней поездки во Львов в октябре 1998 года, всего 70 фотографий.
Благодарю Ирину Гах за то, что я совершил замечательную прогулку по Львову в последний день моего визита. Благодаря ей я узнал четыре очень ярких «витражных адреса» и вкратце познакомился с её научной витражной деятельностью. Всю экскурсию я был буквально загипнотизирован этой необыкновенной женщиной и настоящей львовянкой, всей своей сутью любящей свой город. Также выражаю благодарность Наташе Челомий (Рябокляч) за то, что ещё в 1992 году она показала мне первый мой «витражный адрес» на ул. Герцена. Благодарю Ростиславу Грималюк, которая, как и обещала, принесла список со своими адресами прямо к автобусу, увозящему меня из Львова. Мы так и не успели с ней пообщаться. Надеюсь когда-нибудь я смогу посмотреть витражи из этого списка.
Витражные адреса Львова:
©Евгений Иванов 1998—2003 гг.